Знаки тригонометрических функций. Друзья! В одной из прошлых статей, где мы рассматривали решение задач на вычисление значений тригонометрических выражений, предлагалось запомнить как факт —
Знаки тригонометрических функций
Помнить эту информацию крайне необходимо. Но необходимо понимать из чего она исходит, так как именно понимание этого – есть одно из основных условий усвоения сути тригонометрии.
Построим тригонометрическую окружность (окружность на координатной плоскости с радиусом равным единице); радиус-вектор, повернутый на произвольный угол от 0 до 90 градусов; обозначим абсциссу и ординату точки пересечения радиус-вектора и единичной окружности соответственно х и у:
ОА – это радиус-вектор;
А – точка пересечения радиус-вектора и тригонометрической окружности;
α (альфа) – угол, на который поворачивается радиус-вектор;
у – ордината точки А;
х – абсцисса точки А;
Рассмотрим прямоугольный треугольник ОВА.
По определению синуса в прямоугольном треугольнике:
Вывод (он же является определением синуса):
Синусом угла α (альфа) называется ордината (координата y) точки на тригонометрической окружности, которая возникает при повороте радиус-вектора на угол α.
Следствие, которое можем сделать:
Значения синусов углов лежащих в первой и второй четверти положительны, а лежащих в третьей и четвёртой четверти отрицательны.
По определению косинуса в прямоугольном треугольнике:
Вывод (он же является определением косинуса):
Косинусом угла α (альфа) называется абсцисса (координата x) точки на тригонометрической окружности, которая возникает при повороте радиус-вектора на угол α.
Следствие, которое можем сделать:
Значения косинусов углов лежащих в первой и четвёртой четверти положительны, а лежащих во второй и третьей четверти отрицательны.
По определению тангенса в прямоугольном треугольнике:
Тангенс угла α (альфа) — это отношение синуса к косинусу.
Или, по-другому — отношение координаты y к координате x.
По определению котангенса в прямоугольном треугольнике:
Котангенс угла α (альфа) — это отношение косинуса к синусу.
Или, по-другому — отношение координаты x к координате y.
Знаки тангенса и котангенса в четвертях определяются просто, в каждой четверти определяем знак синуса и косинуса, далее делим:
При делении положительного числа на положительное, получаем положительное число; при делении положительного числа на отрицательное получаем отрицательное число.
При делении отрицательного числа на положительное, получаем отрицательное число; при делении отрицательного числа на отрицательное получаем положительное число.
Как вы поняли, знаки тангенса и котангенса в соответствующих четвертях одинаковы.
Кстати, один из выводов, который следует из определений синуса и косинуса:
Известно, что по теореме Пифагора ОА2 = АВ2 + ОВ2, то есть 1 = у2 + х2
По определению синуса и косинуса, изложенным выше:
ЗНАЧИТ
А ЭТО ЕСТЬ
ОСНОВНОЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО
Как видим, основное тригонометрическое тождество и теорема Пифагора «крепко» связаны. Понимание «природы» этой формулы, а также знание информации, которую даёт нам тригонометрическая окружность определяет успех в изучении разделе курса «Тригонометрия» .
Следующих определений в курсе тригонометрии не существует, это скорее «словесная связка» или своеобразный штамп, который позволяют быстро вспомнить информацию. Излагаю только потому, что мне лично это помогало быстро вспоминать сами определения синуса и косинуса, а также знаки функций в четрвертях. Буду рад, если это поможет и вам.
Предлагаю запомнить:
Если вы это чётко усвоите, то например, если речь пойдёт о синусе какого-либо угла, то мысленно можно проецировать точку пересечения радиус-вектора и единичной окружности на ость оу (ось ординат) и определять значение синуса этого угла (разумеется если значение табличное). Можно не мысленно, а по эскизу:
В разделе ФОРМУЛЫ мы продолжим рассматривать полезные теоретические моменты, не пропустите!
На этом закончим. Успехов вам!
С уважением, Алексндр Крутицких.
P.S: Буду благодарен Вам, если расскажите о сайте в социальных сетях.
Вообще не понимаю, зачем авторы в своих учебниках помещают рисунки со знаками тригонометрических функций. Ведь ученики даже не пытаются понять, откуда берутся эти «+» и «-», и при малейшем затруднении заглядывают в «шпаргалки».
Хотя при толковом объяснении , как у Вас Александр, и с акцентом — откуда именно берутся эти знаки, таким образом половину тригонометрии можно не запоминать, а понимать. И восстанавливать в своей памяти без напряга.
Спасибо за статью.
P.S. А как запомнить основное триг. тождество, можно посмотреть здесь: repetitor-problem.net/kak...eskoe-tozhdestvo
Спасибо,статья то, что надо!)
Очень полезная статья! Всё хорошо разобрано, по полочкам. Спасибо! Даже я понял, что к чему, ведь я, тот еще тугодум. 🙂