Длина отрезка. Существует целая группа заданий (входящих в экзаменационные типы задач), связанная с координатной плоскостью. Это задачи начиная с самых элементарных, которые решаются устно (определение ординаты или абсциссы заданной точки, либо точки симметричной заданной и другие), заканчивая задачами в которых требуется качественное знание, понимание и хорошие навыки (задачи связанные с угловым коэффициентом прямой).
Постепенно мы с вами рассмотрим все их. В этой статье начнём с элементарных. Это простые задачи на определение: абсциссы и ординаты точки, длинны отрезка, середины отрезка, синуса или косинуса угла наклона прямой. Большинству эти задания будут не интересны. Но изложить их считаю необходимым.
Дело в том, что не все учатся в школе. Очень многие сдают ЕГЭ спустя 3-4 и более лет после её окончания и что такое абсцисса и ордината помнят смутно. Будем разбирать и другие задачи, связанные с координатной плоскостью, не пропустите, подпишитесь, на обновление блога. Теперь немного теории.
Построим на координатной плоскости точку А с координатами х= 6, y=3.
Говорят, что абсцисса точки А равна шести, ордината точки А равна трём.
Если выразиться просто, то ось ох это ось абсцисс, ось оу это ость ординат.
То есть, абсцисса это точка на оси ох в которую проецируется точка заданная на координатной плоскости; ордината это точка на оси оу в которую проецируется оговоренная точка.
Длина отрезка на координатной плоскости
Формула для определения длины отрезка, если известны координаты его концов:
Как вы видите, длина отрезка — это длина гипотенузы в прямоугольными треугольнике с катетами равными
ХВ – ХА и УВ – УА
* * *
Середина отрезка. Её Координаты.
Формула для нахождения координат середины отрезка:
Уравнение прямой проходящей через две данные точки
Формула уравнения прямой походящей через две данные точки имеет вид:
где (х1;у1) и (х2;у2) координаты заданных точек.
Подставив значения координат в формулу, она приводится к виду:
y = kx + b, где k — это угловой коэффициент прямой
Эта информация нам понадобиться при решении другой группы задач связанных с координатной плоскостью. Статья об этом будет, не пропустите!
Что ещё можно добавить?
Угол наклона прямой (или отрезка) это угол между осью оХ и этой прямой, лежит в пределах от 0 до 180 градусов.
Рассмотрим задачи.
Из точки (6;8) опущен перпендикуляр на ось ординат. Найдите ординату основания перпендикуляра.
Основание перпендикуляра опущенного на ось ординат будет иметь координаты (0;8). Ордината равна восьми.
Ответ: 8
Найдите расстояние от точки A с координатами (6;8) до оси ординат.
Расстояние от точки А до оси ординат равно абсциссе точки А.
Ответ: 6.
Найдите ординату точки, симметричной точке A(6;8) относительно оси Ox.
Точка симметричная точке А относительно оси оХ имеет координаты (6;– 8).
Ордината равна минус восьми.
Ответ: – 8
Найдите ординату точки, симметричной точке A(6;8) относительно начала координат.
Точка симметричная точке А относительно начала координат имеет координаты (– 6;– 8).
Её ордината равна – 8.
Ответ: –8
Найдите абсциссу середины отрезка, соединяющего точки O (0;0) и A(6;8).
Для того, решить поставленную задачу необходимо найти координаты середины отрезка. Координаты концов нашего отрезка (0;0) и (6;8).
Вычисляем по формуле:
Получили (3;4). Абсцисса равна трём.
Ответ: 3
*Абсциссу середины отрезка можно определить без вычисления по формуле, построив данный отрезок на координатной плоскости на листе в клетку. Середину отрезка несложно будет определить по клеткам.
Найдите абсциссу середины отрезка, соединяющего точки A(6;8) и B(–2;2).
Для того, решить поставленную задачу необходимо найти координаты середины отрезка. Координаты концов нашего отрезка (–2;2) и (6;8).
Вычисляем по формуле:
Получили (2;5). Абсцисса равна двум.
Ответ: 2
*Абсциссу середины отрезка можно определить без вычисления по формуле, построив данный отрезок на координатной плоскости на листе в клетку.
Найдите длину отрезка, соединяющего точки (0;0) и (6;8).
Длина отрезка при данных координатах его концов вычисляется по формуле:
в нашем случае имеем О(0;0) и А(6;8). Значит,
*Порядок координат при вычитании не имеет значения. Можно из абсциссы и ординаты точки О вычесть абсциссу и ординату точки А:
Ответ:10
Найдите косинус угла наклона отрезка, соединяющего точки O (0;0) и A (6;8), с осью абсцисс.
Угол наклона отрезка – это угол между этим отрезком и осью оХ.
Из точки А опустим перпендикуляр на ось оХ:
То есть, угол наклона отрезка это угол ВОА в прямоугольном треугольнике АВО.
Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике является
отношение прилежащего катета к гипотенузе
Необходимо найти гипотенузу ОА.
По теореме Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Таким образом, косинус угла наклона равен 0,6
Ответ: 0,6
Из точки (6;8) опущен перпендикуляр на ось абсцисс. Найдите абсциссу основания перпендикуляра.
Через точку (6;8) проведена прямая, параллельная оси абсцисс. Найдите ординату ее точки пересечения с осью оУ.
Найдите расстояние от точки A с координатами (6;8) до оси абсцисс.
Найдите расстояние от точки A с координатами (6;8) до начала координат.
Найдите абсциссу точки, симметричной точке A(6,8) относительно оси оУ.
Найдите абсциссу точки, симметричной точке A(6,8) относительно начала координат.
Найдите ординату середины отрезка, соединяющего точки O (0;0) и A (6;8).
Найдите ординату середины отрезка, соединяющего точки A (6;8) и B (-2;2).
Найдите ординату точки пересечения оси оУ и отрезка, соединяющего точки A (6;8) и B (- 6;0).
Найдите длину отрезка, соединяющего точки А(6;8) и В(-2;2).
Найдите синус угла наклона отрезка, соединяющего точки O (0;0) и A (6;8), с осью абсцисс.
Это даже не задача, а вопрос.
Частенько Александр Васильевич Суворов, встречая любого подчинённого, который случайно попадался ему на глаза задавал вопрос, порой неожиданный. Однажды спросил офицера своей армии:"Сколько вёрст до луны?". Что тот ответил?
Первый, кто даст правильный ответ получит поощрительный приз — 100 рублей. Ответы пишите в комментариях.
На этом всё. Успехов вам!
С уважением, Александр Крутицких.
P.S: Буду благодарен Вам, если расскажете о сайте в социальных сетях.
7 вёрст
Ольга, тут небольшая хитринка. Суворов был человек «непростой». Попытайтесь ещё.
Я из тех людей, кому пришлось сдавать ЕГЭ через несколько лет после окончания школы. Ординаты и абсциссы,конечно,помню, а сайт мне помогает во всем остальном. Спасибо Вам.
Ответ: Столько же верст, сколько и от Луны до Земли.
Спасибо! Ответ был таким — три солдатских перехода. Правильно ответил Артём Чижов.
matematikalegko.ru/konkursy
Левшин В.А. Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-Парада, или Науки Побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем / Собранные Васильем Левшиным. — М.: В тип. С. Селивановского, 1809. Анекдоты о полководце, собранные В.А. Левшиным. 1809
Всем служившим под начальством князя Италийского известно, что он любил в своих офицерах расторопность и решимую готовность для ответа. Заминающихся, приходящих в смятение и не дающих ему [С. 142] скорого ответа, хотя бы и некстати, но с живостью, называл он немогзнайками. В сем намерении не редко испытывал он всех своих офицеров. Укрепляя границу со шведами, прогуливался он (всегда не без намерений) и увидел офицера, надзиравшего за некоторою частью работ, который размеривал шагами место, на котором следовало производить работу завтрашний день. Он подшел к нему и вдруг спросил: «Знаешь ли, сколько верст до луны?» — «3наю, ваше сиятельство!» — «А сколько же?» — «Два солдатских перехода», — отвечал офицер без запинки. Суворов тотчас поворотился и пошел от него прочь; сделав несколько шагов, остановился, посмотрел на офицера; еще отшел несколько шагов, опять остановился, и поклонясь офицеру в пояс, сказал: «Прощайте, ваше благородие! Прошу почаще ко мне обедать», — и ушел.
Получается, что ДВА солдатских перехода. Кому же верить?
Екатерина, спасибо за столь чёткий комментарий. Я прочитал в источнике как пересказ, видимо «пересказчик» ошибся ))
Вас хочется тоже наградить, телефон тот же?
Спасибо. Всё подобрано очень здорово. Только учись ...
Интересные видео.